Левиа-фанство

Сегодня сложно найти человека, который бы не согласился с тем, что проигрыш СССР в геополитической схватке с США в значительной степени случился из-за провала в идеологической сфере. Те, кому полагалось направлять мысли советских граждан что-то делали правильно и эффективно, что-то - наоборот. В целом - к началу 80-х в этой области дела обстояли невероятно плохо: советские люди, победивший в ВМВ народ, в том или ином виде, в той или иной степени, словно Смердяков Достоевского, хотели воцарения "цивилизованного Запада" на своей земле. Для тех, кто в танке: посмотрите "Исчезнувшую империю" Шахназарова, там про то, как "шизгара и джинсы" очаровали сердца наивных восточных славян.
Можно долго разбирать просчеты в идеологической работе советских профессионалов того периода. Сейчас я бы обратил внимание на один стратегический и невероятно важный аспект ее.
СССР стремился выглядеть идеальным государством с идеальными гражданами.
Как могло получиться, что для очень многих людей героями стали наркоманы, извращенцы, преступники, асоциальные типы?!
А ведь в 80-90-х это произошло!
Какой-нибудь Уильям С. Берроуз, например. Читателей тошнило от его Naked Lunch (адекватные люди бросали чтение на второй странице, а эстеты гордо прорывались через "новаторский стиль" в виде "техники монтажа"), но они вполне при этом искренне им восхищались: во даёт! делает, что хочет!! не стесняется своей отвратительности, вот это внутренняя свобода, вот это отвага!
Можно привести другой, более популярный, пример: Чарльз Буковски.
Брезгливый человек про его рассказы заметит: про то, как свинья всегда грязь найдет. Менее брезгливый сформулирует: просто на примере асоциального персонажа художник повествует о грубой правде жизни, о трагизме человеческого существования.
С кем из них ни соглашайся, а довольно мерзкий тип многим бывшим советским симпатичен стал.
Кстати, стоит ли сильно удивляться тому, что западными грантами в 90-е спонсировались переводы подобного трэша? Надо ж было наивного восточного славянина сбить с толку окончательно.
Для тех, кто не читал так называемую бит- и прочую современную американскую литературу, приведу другой пример: Оззи Осборн. Да, он не самый заурядный вокалист, но ведь тем, что он отморозок (наркоман, оригинальный придурок и т.п.) восхищались куда больше даже, чем исполнением Paranoid.
Примеров таких можно привести миллион. Одна рок-музыка чего стоит.
По моему мнению, такой перекос в сознании советских людей произошел во многом как реакция на принцип советской идеологии - советский человек - безгрешен.
Любой человек, в том числе живущий в СССР, понимает: все мы несовершенны, в любом государстве есть грехи, грязь.
И вот тут мы подходим к тому, что я хотел сказать о новом фильме Звягинцева.
У нас традиционно невероятно болезненно относятся к тому, что о жизни в России могут подумать плохо.
В США никогда на эту тему не парились. И их идеологическая машина победила советскую.
Хотите примеры? Их есть у меня!
Возьмите хотя бы фильм Barfly ("Пьянь", 1987, продюсировал картину, кстати, сам автор шедевров "Апокалипсис сегодня" и "Крестный отец" - Ф.Ф.Коппола) по мотивам того же Буковски.
Там пьют и прочих непотребностей осуществляют куда больше, чем в "Левиафане" Звягинцева. Но... подкосило ли это США? Скорее - наоборот. Принято думать, что признающий свои недостатки - сильный человек.
Вы скажете, что в этом фильме нет плохой власти. Но она есть в картине "Рэмбо. Первая кровь". И еще во многих других американских фильмах.
Вы скажете, что Звягинцев сгустил краски, но Б.Шрёдер в Barfly, как и Буковски в своих текстах, тоже сгустили краски.
Посмотрите фильм Вуди Аллена "Жасмин" (2013). Там героиня Кейт Бланшетт не просто постоянно пьет водку, она ее еще и с довольно сильными психотропными таблетками комбинирует. Общественность американская о том, что жизнь американская опорочена в глазах всего мира, как-то и не сказала ничего, похоже...
Зачем постоянно думать, что такое вот кино может подточить духовный фундамент нации? Почему не считать, что оно наоборот сделает народ сильнее?
Другое дело, что вряд ли оправдано для госструктур принимать решение о поддержке такого кино.
Во-первых, есть масса более достойных проектов.
Во-вторых, Роднянский, продюсер Звягинцева, он на свое кино и западные деньги легко найдет. Ведь в Каннах посчитали сценарий гениальным? Ну вот, значит, и на следующую гениальную картину средства предоставят.
Что касается, кстати, приза в Каннах. Он явно политически мотивирован. Сценарий, история, идея...
Тут вот недавно показали не самый гениальный фильм в мире (по "Культуре" "Электрический всадник" С.Поллака). Но я невольно в какой-то момент восхитился: вот это история! А в "Левиафане", наоборот, смотришь и думаешь: в наличии четкой, имеющей оригинальные повороты истории создателей картины трудно упрекнуть.
Воспринимать "Левиафан" как идеологическую бомбу странно. Особенно после "Маленькой Веры", "Взломщика", "Трагедии в стиле рок", "Меня зовут Арлекино". Это просто средний фильм, не утверждающий, что жизнь в России и ее население идеальны.
Или вы предлагаете снимать фильмы вроде пырьевских "Кубанских казаков" исключительно?
Tags: ,
Мне удивительно, что споры вокруг Л именно в этой плоскости находятся. Для меня вся странность этой истории в том, что откровенно слабый фильм уровня сериала "Менты" получает премии как лучший. Вот тут и возникает закономерный вопрос - а за какие заслуги? Заслуг немного, и думается, что кроме неприглядной картинки русской глубинки награждать не за что. Но обижаться на это совсем уж глупо, в нас ленивый не плевал. В общем, слишком много внимания этому опусу, на мой взгляд.
А по вашему наблюдению, мне кажется, что мы просто устали от того, что Россию постоянно принижают, начиная от наших же оппозиционеров, и заканчивая образами пьянц в ушанках в амер. кино. Да, мы конечно и смеемся сами над мифами, талоны на интернет, ручные медведи и прочее, но уже и устали от этого потока, сколько ж можно правда.
Негатив в российской жизни имеется? Да. Осмыслить его надо. Да.
Про "свинцовые мерзости русской жизни" еще Горький писал. Он что, очернитель России? Нет, конечно. Звягинцев - не Горький, мягко говоря. Но отрицать то, что люди в России - в общем и целом - водки пьют больше, чем в Италии, например, странно.
Посмотрите фильм Вуди Аллена "Жасмин". Там героиня Кейт Бланшетт не просто постоянно пьет водку, она ее еще и с довольно сильными психотропными таблетками комбинирует. Общественность американская о том, что жизнь американская опорочена в глазах всего мира, как-то и не сказала ничего, похоже...
Вот опять вы. Я не говорю, что про недостатки нужно молчать. Я про то, что фильм плох, а с ним носятся как с писаною торбой. К моему великому, величайшему сожалению Звягинцев совсем-совсем не Горький и даже далеко не Вуди Аллен. Был бы таким - вопросов бы не было к нему. А размазать какашки и развесить клюкву, ну это уровень пьяного мужика в ушанке на орбитальной станции. Это пошло, глупо. ЭТО - обидно, а не плохой поп, вы понимаете.

Edited at 2015-02-08 12:24 pm (UTC)